Татьяна Печникова: Очень важно оптимистично смотреть на вещи и верить в лучшее!

Примадонна оперного искусства Татьяна Печникова восхищает и вдохновляет как своими творческими достижениями, так и личностными качествами. Татьяна Евгеньевна рассказала «Московской правде» о разных векторах своей творческой деятельности, о культурном досуге, поделилась формулой счастливой семейной жизни и секретом сохранения гармонии и душевного баланса.

Татьяна Печникова — заслуженная артистка России, лауреат Всероссийской оперной премии «Casta Diva», лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Опера — женская роль», лауреат премии Фонда Евгения Колобова «За беззаветное служение оперному искусству». Более двадцати лет Татьяна была ведущей солисткой Московского театра «Новая опера», исполняла главные партии в самых престижных театрах Европы. Как истинный патриот, она много работает с молодежью и поддерживает развитие культуры в регионах — сейчас в качестве приглашенной солистки Татьяна Евгеньевна исполняет главные партии  на сцене Чувашского театра оперы и балеты, преподает вокал на родной для себя кафедре сольного пения в Российской академии музыки имени Гнесиных. В ее семье царят любовь и нежность, Татьяна счастлива в браке со своим супругом, президентом Московской юридической корпорации Вячеславом Печниковым.

— Вы с самого детства занимаетесь музыкой. Какие были первые шаги в творчестве?

— В пять лет я начала учиться в музыкальной школе по классу фортепиано. Обнаружив у меня абсолютный слух, директор школы сделал исключение, взяв меня в таком раннем возрасте. В 15 лет было четкое осознание, что музыка — это мое призвание и профессия. Я была солисткой в хоре, потом сольно пела романсы — всегда тяготела к классике и академическому вокалу. Родители меня во всем поддерживали и помогали. Они настояли на том, чтобы сначала я получила специальность пианистки, после чего я решила поступать на факультет «Сольное академическое пение». В 20 лет я стала студенткой Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, успешно окончила класс профессора и замечательного человека Елены Борисовны Оболенской.

— В вашем профессиональном багаже много ярких ролей в театре «Новая опера». Во время работы в этом театре вы стали лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреатом Российской музыкальной премии «Casta Diva». Расскажите об этом.

— Московский театр «Новая опера» — большая часть моей жизни: более двадцати лет я служила в этом театре, исполняла главные партии более чем в тридцати операх. Первой моей ролью стала Татьяна в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», знаковая и значимая работа, музыкальным руководителем которой был великий оперный дирижер, музыкант Евгений Колобов. Еще одна эпохальная роль в моей карьере — это образ Нормы из гениальной оперы В. Беллини. На постановку этого спектакля руководство театра Новая опера пригласило команду из Германии, из Штутгартской оперы (Stuttgart State Opera) — режиссера и драматурга, Серджио Морабито и Йосси Вилера. За этот образ я была удостоена самых престижных наград: получила оперную премию «Casta Diva», которой были награждены великие оперные певцы Ирина Архипова, Елена Образцова, Владимир Атлантов, стала лауреатом Национальной Театральной премии «Золотая маска» в категории «Главная женская роль в опере». В тот год на «Золотую маску» претендовали артисты Большого театра, Мариинского театра. Это очень почетная для меня награда. А в 2012 году фондом Е. В. Колобова мне была вручена ценная и важная Премия «За беззаветное служение оперному искусству».

— Вы исполняли главные партии в ведущих театрах Европы, этот был важный период в вашей жизни?

— Да, я исполняла главные партии в ведущих оперных театрах Европы, и это, конечно, очень престижно — в театры категории «А» приглашают исключительно звезд оперы, которые добились в разных странах самого высокого профессионального уровня. Я исполняла партии Нормы в опере «Норма» В. Беллини и Рахель в опере «Иудейка» Ф. Галеви в Штутгардской штатсопере, воплощала образ Рахель в спектакле «Иудейка» на сценах Дрезденской оперы Земпера (Semperoper) и Баварской государственной оперы (Bayerische Staatsoper) в Мюнхене. Разумеется, работа в Европе — очень интересный, полезный и продуктивный опыт. Во многом репетиционный процесс за рубежом отличается от российского. Одна из отличительных особенностей работы в этих театрах в том, что репетиции изначально идут в пространстве декораций будущего спектакля, макет которых выстроен в отдельном павильоне. Это позволяет с первых репетиций досконально погружаться в образ. Также вхождению в роль способствует то, что репетиции проходят в костюмах, которые максимально приближены к сценическим. Примечательно, что в некоторых ведущих театрах Европы нет постоянной труппы: на каждый спектакль приглашают известных певцов из разных стран мира.

Мне предлагали остаться в Европе и войти в труппу театра, но моим приоритетом была работа в родном театре, в Москве меня ждала семья. Поэтому в Европе мне было интересно участвовать в премьерных постановках и отдельных спектаклях в качестве приглашенной певицы на контрактной основе. Совместная творческая работа с лучшими певцами, режиссерами мира стала колоссальным опытом, который способствовал профессиональному росту не только как артистки и певицы, но и, в будущем, как педагога.

— На данный момент я исполняю роль Татьяны в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и Марфы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», впереди — Виолетта в опере Верди «Травиата».

— С прошлого года вы стали солисткой оперной труппы Чувашского театра оперы и балета. Какие роли играете на сцене этого театра?

— Расскажите о педагогической деятельности в РАМ имени Гнесиных.

— До поступления в Академию им. Гнесиных, я работала музыкальным руководителем в детском саду, педагогом фортепиано в музыкальной студии центра эстетического воспитания для детей. Во время работы в театре «Новая опера» настал момент, когда мне захотелось делиться своим опытом и знаниями с молодыми артистами — я пришла преподавать в родной ВУЗ, на свою замечательную вокальную кафедру № 1 Российской Академии музыки имени Гнесиных, которой руководит профессор Михаил Суренович Агин.  Вокальное искусство очень индивидуально — здесь нет универсального подхода, каждый студент уникален. У вокалистов всё внутри, у каждого свой артикуляционный аппарат, и задача педагога — раскрыть потенциал ученика, обучить технике вокала и умению держаться на сцене. Я люблю своих студентов, как певица я понимаю, насколько непросто овладеть вокальным искусством, стараюсь обучать их максимально чутко и внимательно.

— Вы проводите мастер-классы, являетесь членом жюри вокальных конкурсов в Чувашии, поделитесь этим вектором вашей деятельности.

— Это направление тесно связано с педагогической работой, с желанием и способностью делиться своим знаниями, опытом с молодыми артистами. В Гнесинской академии и в других ВУЗах организована образовательная программа по подготовке кадров для регионов — правительством выделяются бюджетные места для студентов, которые в перспективе возвращаются в свои регионы. Министр Культуры Чувашии Светлана Каликова очень заинтересована в том, чтобы исполнительское мастерство в Чувашском государственном театре оперы и балета всегда было на высоком уровне. Исполнители воспитываются, начиная с музыкальных школ, в дальнейшем —  Чебоксарское музыкальное училище имени Ф. П. Павлова, Чувашский государственный институт культуры и искусств. Администрация Республики поддерживает студентов, молодых артистов и делает всё, чтобы таланты оставались в регионе и развивали культуру на родной земле. При поддержке Министерства культуры Чувашии в регионе организуется большая образовательная программа — мастер-классы, на которые приглашаются педагоги и певцы из разных городов России. Очень рада, что имею возможность проводить мастер-классы и делиться своим опытом со студентами училища и института, а также с певцами театра оперы и балета. Вижу их большую заинтересованность, стремление к прогрессу, желание учиться, повышать свой профессиональный уровень и мастерство.

Недавно в Чебоксарах в четырнадцатый раз прошёл Международный вокальный конкурс «Белая акация», где я присутствовала в качестве члена жюри, в коллегию которого входили Заслуженные и Народные артисты и педагоги из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани. Такие конкурсы для молодых исполнителей — возможность заявить о себе и проявить себя, импульс для развития и совершенствования.

— Часто ли вы ходите на спектакли к коллегам? Что из просмотренного запомнилось больше всего?

— Да, мы очень часто бываем на разных культурных мероприятиях. Мой супруг дружил с Маргаритой Эскиной, мы дружим со многими актерами, которые, конечно приглашают к себе на спектакли. Также, Вячеслав является членом Московского английского клуба, в котором состоит много легендарных личностей, таких как Александр Ширвиндт, Константин Райкин, Алексей Рыбников, Максим Дунаевский, Владимир Хотиненко. Клуб часто устраивает походы в театры, организует закрытые просмотры фестивальных фильмов, после которых проходят интересные дискуссии о содержании и смысле кинолент. После спектаклей организуются творческие встречи с актерами, которые дают возможность обсудить просмотренный спектакль, задать вопросы, поделиться эмоциями. Мне всегда интересно обсудить музыкальную составляющую постановки. Одним из недавних театральных мероприятий стал спектакль Дмитрия Астрахана «Доходное место» в театре «Ленком». Замечательная постановка подарила искрометный вечер, наполненный положительными впечатлениями. После просмотра с удовольствием пообщались с актерами, особенно хотела бы выделить неподражаемую Олесю Железняк. Еще одно яркое театральное впечатление последнего времени — спектакль «Лес» в Театре Сатиры, поставленный режиссером Антоном Яковлевым, в главной роли блистает его сестра —Народная артистка России Алёна Яковлева, главные мужские роли играют Народный артист России Юрий Васильев и Заслуженный артист России  Максим Аверин. Великолепный спектакль — прекрасная интерпретация вечной классики, оригинальная режиссура и сценография, восхитительные актерские работы. И, конечно, стараюсь посещать театральные работы своих студентов. Буквально на днях студентка моего класса, которая окончила училище им. Гнесиных, а сейчас учится в ГИТИСе, дебютировала в студенческом театре ГИТИСа, я с радостью пришла ее поддержать.

— Как вы считаете, современная интерпретация классики – это попытка по-новому взглянуть на нее или способ самовыражения и самоутверждения?

— Я считаю, что это не зависит от времени: сокращение, видоизменение классических произведений было и будет всегда. Если режиссеру есть что сказать нового и интересного, то вариации современного прочтения уместны и допустимы, а если режиссер просто самовыражается, совсем не думая о культуре, смысле, публике и артистах, то это, конечно, печально.

Могу с уверенностью сказать относительно оперных спектаклей: например, музыкальная интерпретация Евгения Владимировича Колобова оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского сокращала некоторые сцены, Евгений Владимирович охарактеризовал постановку, как «Лирические сцены в семи картинах». Это невероятно талантливая, по-настоящему феноменальная опера, которая по-настоящему вдохновляет и ошеломляет! В опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила» Евгений Владимирович менял местами фрагменты музыки, и это было эпохальным художественным произведением. Я считаю, что такой талантливый художник-музыкант, как Евгений Колобов, имел право сокращать или видоизменять, что-то добавлять, акцентировать внимание на своей точке зрения. Таким образом, он обрамлял и дополнял великие произведения, вносил в них свою палитру эмоций, но не искажал смысл, заложенный автором.

Но бывают, к сожалению, и другие примеры  — когда режиссеры допускают новое прочтение классики с целью эпатажа. Как правило, в таких случаях их логику и ход мыслей очень сложно уловить не только зрителям, но даже артистам: в процессе репетиций они сумбурно ставят задачи, не могут объяснить, что хотят сказать той или иной сценой, какую функцию и смысл несет та или иная декорация.

Оперы «Норма», «Иудейка» обычно сокращаются: продолжительность «Нормы» — 3,5 часа, «Иудейки» — 5,5 часов, эти оперные спектакли в полной версии очень сложно сделать интересным и динамичным. Когда я исполняла главные партии в постановках этих произведений в Германии, там ставили полный вариант: режиссер работал совместно с драматургом. Это были целостные спектакли, которые, несмотря на длительность, смотрелись на одном дыхании: на протяжении всего действия в них четко прослеживалась единая драматическая линия, которая держала в напряжении публику и вызывала у зрителей настоящий катарсис. К счастью, есть режиссеры, которые делают современные спектакли и оперы, которые интересно смотреть и слушать.

— Никогда не размышляли гипотетически: если б родились не в XX веке, а в другую эпоху, в каком историческом периоде особенно интересно было бы оказаться?

— Когда играешь спектакль, проживаешь образ в том времени, которое представляется композитором: это, конечно, очень интересно! За годы карьеры я почувствовала себя в разных исторических периодах, но у меня никогда не возникало мыслей жить в том времени! Мне нравится жить в нашем времени, в нашу эпоху — я убеждена, что у каждого времени свои плюсы.

— Вы с супругом счастливы вместе 30 лет. Есть ли формула счастливой жизни или это синтез очень многих факторов?

— Я всегда говорю, что всё начинается с любви! Любовь, взаимоуважение, поддержка друг друга во всем, защита, уверенность в завтрашнем дне. И я говорю не только о финансовой стабильности, но и о творческой свободе, самовыражении, эмоциональной гармонии. Вячеслав всегда и во всём меня поддерживает — и в жизни, и в творчестве. Мы с ним довольно рано поженились, вместе развивались.

Длительная совместная жизнь, разумеется, непростой путь: на дорогах жизни сталкиваешься с разными факторами, которые могут повлиять на отношения двух людей. Наверное, это судьба сводит — встречаются два человека, которые совпадают друг с другом. Если человек дан судьбой по жизни, то какие бы сложности ни возникали, люди остаются вместе. Мы оба — верующие люди, венчаны, в нашей семье являются незыблемыми вечные узы. Сын воспитан в глубочайшем уважении к родителям, он пошел по стопам мужа, стал юристом. Сейчас у него уже своя семья, его жена нам очень нравится. До женитьбы сын представил нам свою будущую супругу, ему было важно наше мнение, он всегда с нами советуется. Конечно, с созданием своей семьи сын стал меньше с нами связан, у нас появилось больше времени, чтобы посвящать его друг другу. Когда ребенок был маленький, не совпадали графики работы и отпуска. Сейчас и у Вячеслава, и у меня более гибкие графики, больше возможности путешествовать, совместно посещать мероприятия. Так что, можно сказать, что в наших отношениях открылось второе дыхание!

Формула серьезных отношений — думать друг о друге, уважать и оберегать друг друга. Супруг гордится моими успехами, я горжусь им, восхищаюсь его умом. Муж относится ко мне чутко, трепетно и внимательно. А для меня он по-прежнему тот юный мальчик, в которого я когда-то влюбилась  — я не чувствую, что мы вместе уже столько лет. Считаю, что очень важно сохранить в себе ребенка, который любит жизнь, сохраняет способность радоваться, удивляться, восхищаться. У нас с мужем это получается.

— Говорят, что характер — это судьба. Как бы вы описали свой характер?

— В переводе с греческого характер — это «признак», особенность конкретного человека. Я достигла довольно высоких результатов в профессии, в личной жизни и, конечно, это является синтезом моего характера и многих других факторов. Очень многое идет из семьи. Антуан де Сент-Экзюпери мудро заметил: «Все мы родом из детства». Я выросла в очень счастливой, гармоничной семье военного. Папа меня баловал. Я благодарна своим родителям, они мне дали хорошее воспитание и привили важные нравственные качества. Из детства у меня осталось ощущение абсолютной любви, в которой я жила: любви к близким, к людям, к Родине. Чувство этой любви удалось пронести через всю жизнь. Большое счастье, что наши ценности с мужем совпадают. Когда возникло предложение остаться в Германии на постоянную работу, я его даже не рассматривала. Любовь к Родине и патриотизм в нашей семье — не пустые слова, а жизненное кредо. Муж прошел Афганистан, сын отслужил в армии. Благородство, честь, совесть, достоинство —  принципы, которыми мы руководствуемся в жизни. «Совесть — лучший контролер!» — для меня этот постулат имеет очень большое значение. Никогда не бросить в беде, оказать помощь, когда человек обращается за поддержкой. Жизнь научила оказывать помощь, когда человек просит тебя об этом. По знаку Зодиака я Рак, а по восточному гороскопу родилась в год Собаки, и мой сын таких же зодиакальных знаков. Раки — борцы за правду и справедливость, любят порядок. Мне всегда было много что интересно, я не боюсь брать на себя ответственность, знаю о своих возможностях. Например, в педагогической деятельности я знаю, чувствую, как помочь студентам повысить свое вокальное мастерство с азов до высших ступеней. Я человек крайностей — могу быть мягкой и нежной, а могу — жесткой и собранной: у меня сложно с полутонами, стараюсь работать над собой, читаю психологическую литературу.

Еще одно свойство моего характера — дипломатия, я абсолютно неконфликтный человек. Когда пришла работать в РАМ им. Гнесиных, первое, что мне сказали: «Мы знаем, что вы неконфликтный человек, который даже самые тяжелые вопросы решаете мирным путем!». Это было и в годы работы в театре — все разногласия старалась урегулировать компромиссом.  В отношении с родными я очень нежная, ласковая. Мне порой кажется, что с близкими я осталась той маленькой девочкой, хрупкой, трепетной, ранимой. Может быть, поэтому мне дают на 15 лет меньше, чем я есть!

— Вы всегда великолепно выглядите. Как поддерживаете идеальную форму?

— Наша внешность во многом зависит от нашего мироощущения: если человек занимается любимым делом, живет в любви и гармонии, он светится изнутри! Разумеется, важно следить за здоровьем и рационом. Современный оперный театр развенчивает много стереотипов и шаблонов — героиня может и должна быть стройной и изящной. Для голосовых связок очень важна вода: я пью много воды. Люблю ходить пешком — прохожу в день по десять километров, что идеально заменяет тренировки в спортзале. В еде у меня нет строгих ограничений — стараюсь придерживаться правильного питания, но ни в чем себя не ограничиваю: важно получать удовольствие от продуктов, которые употребляешь. Люблю фрукты, овощи, рыбу, ржаной хлеб, являюсь большим поклонником кофе. Что касается бьюти-процедур, то современная косметология дает простор для выбора того, что идеально подходит именно твоему организму.

— Какие ближайшие творческие планы?

— В это ответственное время я знаю, что всегда буду со своей страной. Со своими коллегами и студентами мы подготовили программу «Великая Россия», где мы будем на разных площадках исполнять репертуар великих русских композиторов. Также планируется участие в спектаклях, концертах.  В июне — Виолетта в опере Верди «Травиата» Чувашского театра оперы и балеты, в начале мая — студенческий концерт моего класса в РАН им. Гнесиных. Все актуальные афиши я публикую на официальном сайте и в социальных сетях. Некоторые поклонники моего творчества специально из Москвы приезжают в другие города на спектакли и концерты с моим участием, а из регионов, соответственно, в столицу.

— В бесконечном потоке новостей, в динамике мегаполиса многие люди утрачивают радость жизни, становятся замкнутыми, раздражительными. Поделитесь своим «рецептом» — как сохранять хорошее настроение и позитив?

— Я оптимист: чем больше живу, тем позитивнее становлюсь. Это связно с собственным настроем: гармония внутри тебя. От того, насколько гармонично выстраиваешь свой внутренний мир, зависит твое мировоззрение. Я нахожу радость в каждой минуте жизни, отмечаю положительные моменты, не коплю агрессию и негатив, ценю все, что дает мне Бог, и чувствую Его защиту. Я благодарю судьбу за то, что у меня есть и что мне дается. Очень важно оптимистично смотреть на вещи и верить в лучшее!

Беседу вела Юлия Бурулева.

Фото из личного архива Татьяны Печниковой